Поделиться

 

Независимая газета "Деловой Разговор. Время-Деньги" г. Самара.Последний день апреля - День Зосима. Зосим Соловецкий. Зосима Пчельник. Заступник пчеловодов. К этому дню, как и ко дню св. Пуда, приурочивается выставка пчел: "На Зосиму Пчельника расставляй улья на пчельнике". Ярая пчёлонька вылетает из улья. Выставляют улья на первоцвет. Если пчелы летят на цвет, то будет из цвета плод. На кокой хлеб пошла пчела, тот на зерно будет хорош. Если пчелы садятся на вишневый цвет, вишни уродятся, если нет - вишен не будет. Судили о будущем урожае гречихи: "Мало убыли в пчелах (по выставке омшаника) - к урожаю гречихи, и наоборот, много убыли - греча не родится". Приметы 30 апреля Садоводы на Руси наблюдали в этот день за пчелами: если они садятся на вишневый цвет, то вишни будет много, а коли нет — не жди урожая. Если после дождя эхо глухое — непогода продолжится. Юго-западный ветер при медленно понижающемся атмосферном давлении — к продолжительному дождю. Разорванные в лохмотья кучевые облака — к ветреной, плохой погоде.

Легенда об изгнании хищников св. Зосимой
Старинное предание гласит: Святитель 3осима а наложил на Соловецкую землю вечный пост - убоины всем тварям лесным не вкушать., а волкам., что не могут без горячей крови живыми быть, путь с острова указал по своему новогородскому обычаю, Волки послушались слова святителя., по седали весной на плавучие льдины и уплыли к дальнему Кемскому берегу. Выли, прощаясь с родным привольем. Но заклятия на них святитель не наложил.
- И вы, волки, твари Божие, во грехе рожденные, во грехе живущие, идите туда, на греховную матерую землю, там живите, а здесь - место свято! Его покиньте!
С тех пор лишь олени и зайцы живут на святом острове, где за четыре века не было пролито ни капли не только человечьей, но и скотской горячей крови.
30 апреля.
--
К заступничеству Зосимы часто в народе прибегают при болезнях.
Зосима и Савватий считаются в народе хранителями, покровителями пчел, заступниками пчеловодов; покровителями пчеловодства.
--
Зосима — Заступник пчеловодов.
Крестьяне молились этому святому, испрашивая покровительства для пчел.
Согласно древнему преданию, святой Зосима вместе со святым Савватием отправились в путешествие на Афон (полуостров в Греции), откуда в набалдашнике своего посоха святой привез пчелиную матку и положил начало пчеловодству на Руси.
Выставляют улья на первоцвет.
К этому дню, как и ко дню Св. Пуда, приурочивается выставка пчел:
"На Зосиму Пчельника расставляй улья на пчельнике".
"На Зосиму расставляй улья на пчельнике".
Вынутых пчел из омшаника пчельники расставляют в пасеках;
а набожные наши поселяне иначе не принимались за это дело, как по совершении молебствий святым Зосиме и Савватию.
«Где стоит хоть один пчелиный улей, где теплится перед божницею хотя одна свеча «воска яраго», – поминаются имена святых угодников, покровителей пчелы.»
В этот день в церквях служились молебны святому Зосиме, а пчеловоды несли в храм медовые соты для освящения.
В некоторых областях России на Зосиму Соловецкого пасечники кормили пчел просфорой, освященной накануне Благовещения, чтобы всегда быть с медом. Этот обычай связывался с преданием, согласно которому сам Зосима именно так и поступал и получал много пчелиного меда.
После молебна крестьяне отправлялись домой, ульи выносят из омшаника на вольный воздух, осматривают и открывают.
С колод и бортей снимают зимнее утепление.
Первый весенний облёт пчёлами своего жилища.
Один из ульев ставили в центре и вешали на него икону, на которой был изображен святой Зосима с ульем в руках.
На пасеке ставили стол, застеленный чистой белой скатертью, и выставляли на него хлеб-соль, богоявленскую (крещенскую) воду, свечу от пасхальной утрени и горшок с горячими углями.
Затем зажигали свечу и с молитвой обходили с ней пасеку, окропляя ее крещенской водой.
Пересаживая рой в новый улей,
пчеловоды, держащиеся обычаев дедовской старины, опрыскивают его крещенской водою, нарочно сохраняемой ими для этого случая и приговаривают:
«Святые преподобные Зосима-Савватий,
Матушка Пресвятая Богородица,
храните эту домовину, как зеницу ока,
от мора, от хлада, ото всякого гада!»
Это, по старинному поверью, способно предохранить пчелиный дом от наносной беды.
Восковая свеча, поставленная посреди пчельника в этот день, обеспечивает на осень обильный медосбор, оберегая в то же самое время пчельник ото всякого «сглазу» лихого человека завистливого.
Старые пчеловоды советуют всем заводящим новое пчелиное хозяйство, обнося пчельник плетнем-изгородью, натыкать на колья лошадиные черепа.
Это делалось еще во дни старины глубокой, когда была свежа в народе память о жертвоприношениях Даждьбогу, считавшемуся покровителем всякого хозяйства и подателем благополучия.
Теперь, когда утратилось в народной Руси непосредственное воспоминание о временах обожествления природы, этот пережиток стародавнего быта сохранился только в самых захолустных уголках деревенской Руси и соблюдается безо всякого отношения к своему первоисточнику.
Одно только и могут сказать пчеловоды в объяснение упомянутого обычая, что-де «так делали наши деды, так и нашим отцам заповедали, а они были добрые люди и всякого добра у них было вдосталь, не в пример больше нашего!»
Чтоб пчелиный рой не разлетался,
брали пчелу, сажали в улей и приговаривали:
"Беру я пчелу, сажаю в улей.
Не я тебя сажаю, сажают тебя белые звезды,
рогоногий месяц, красное солнышко.
Сажают тебя и укрощают".
Пасечники могут прочитать в этот день
специальный оберег на своих пчел, чтобы они не погибали и давали много меда.
Дал Господь пчелу не для погибели,
А для радости, малым детям на сладости.
Чтобы им хорошо у меня жилось,Чтобы много меда у меня велось.
Аминь.
С этого дня выносились улья не только на пасеку, а и в сады и на поля.
Выставляют улья на первоцвет.
Ярая пчёлонька вылетает из улья.
Если пчелы летят на цвет, то будет из цвета плод.
Если пчела садилась на вишневый цвет - то вишня уродится, а если не сядет - урожая не будет.
• Если пчелы садятся на вешний цвет – уродится вишня, если нет – урожая не жди.
• На какой хлеб пошла пчела, тот на зерно будет хорош.
• Ранний вылет пчел – признак наступления ранней и теплой весны.
Судили о будущем урожае гречихи:
"Мало убыли в пчелах (по выставке из омшаника) - к урожаю гречи, и наоборот, много убыли - греча не родится".
*
По старинному преданию, пчелы стали особо почитаемы в народе потому, что в то время, когда на Голгофе совершалось искупление рода человеческого, они прилетели целым роем к распятому на кресте Христу и, выпив кровавый пот, выступивший на челе Иисуса Христа, пытались облегчить страдания Спасителя.
По другой легенде, пчелы были первыми, возвестившими христиан во всем мире о Светлом Христовом Воскресении.
Народное песенное слово приписывает Божьей работнице и такие заботы, как «замыкание» «отмыкание» времен года.
Вот, например, песенка, записанная П. В. Шейном:
Ты, пчёлонька,
Пчёлка ярая!
Ты вылети за море.
Ты вынеси ключики,
Ключики золотые,
Ты замкни зимыньку,
Зимыньку студеную!
Отомкни летечко,
Летечко теплое,
Летечко теплое.
Лето хлебородное!
Старые «пчеляки» слывут в деревенском захолустье за ведунов-знахарей.
«Пчела и человека умудряет!» – по народному поверью:
«Человек от пчелы всякой премудрости поучается!»,
«Мала пчела, а человека большому уму-разуму научит!»
Памятуя приведенные слова, народ относится к водящим пчел людям с большим уважением, прислушивается к их речам, спрашивает у них доброго совета в затруднительных делах, обращается к ним за разрешением спорных вопросов.
Приглядываясь к цветущим травам, излюбленным пчелою, ухаживающие за Божьей работницею научаются от самой природы распознавать вредные и полезные растения, – собирают и сушат последние, нередко принимая на себя обязанности врачей-лечеек.
Все это невольно способствует их знахарской славе и привлекает к пчельникам страждущих всякими болестями людей.
В рукописном сборнике белорусских заговоров, записанных в начале XIX-го столетия, подаётся совет – при основании нового пчельника ставить чистую посудину с водою, («отмерить три девить ложик воды») на том месте, где задумано водить пчёл.
Если на другой день утром прибудет воды в посудине, это считается хорошим признаком, а – не дай Бог! – убудет, – нет приметы хуже для будущего пчелиного хозяйства.
В Страстной четверг
советуется тайным образом принести камень и закопать его в землю посреди новой пасеки, приговаривая:
«Так, как тот камень тверд, так бы отвердет лстивому человеку или женщине,
которае помисл злой мыслит на мою пасику, во веки веков, аминь».
Когда станет роиться первый рой пчелиный по приходе весны, суеверные люди становятся перед ним на колени и, достав из-под левой ноги, а также из-под улья, по щепоти земли, бросают на рой с таким причетом:
«Как Мать-Сыра-Земля не играет и не шумит
не з горами, не з далами, не с лугами, не с тёмнами лесами,
(так чтобы) не играли и не шумели в моей пасики пчёли – са всей своей силой,
ни в лисах, ни в добровах, не в чыстая поля, не в инныя пасики
от меня пастыря не оубегать и не утекать,
отныня и довека и до скончений жыжни моей, аминь!»
По иному списку, заговор этот читается так:
«Как сия вода не истекаит и не измаляица,
так бы мое пчоли не излитали и знемалялись,
из моих ульев из зо всей моей пасики.
Как гора з горой не изходица,
так бы мое пчоли не изходилися с чужыми пчалами
и не излитали на лягу, на меду, и на пасеку,
именем Господа нашего Исуса Хрыста
и действием светаво Зосима и светаво Савостия, аминь».
К царице народа пчелиного обращается заговорное слово пчеловода-белоруса с таким величанием-молением:
– «Пчалица-царыца, ты моя птаха.
Рад бы я тебе водить, рад тебе плодить во всей засики и пасики,
пчелиная мати Фаленея, Ульяна и Соломония и Анна.
Как в древе коренья много в земле,
так была (бы) пчелиная мать в засеку со всей своей силой пчелиной.
Как хмель около древа обвиваица,
так бы вилися мое пчолы в моей пасики,
действием светаво Зосима и Савостия салавецкаго чудотворцев, аминь».
На многих пчельниках есть ручейки и колодцы-роднички, выкопанные рукою пчеловодов.
В обычае ставить над этими источниками часовенки с образом святой соловецкой двоицы – Зосимы-Савватия.
Вода из осенённого такой часовенкою родника считается целебною от многих болезней, – между прочим, от изнурительной лихорадки.
Возле часовенки ставятся по весне небольшие долбленые корытца с разведённым водою мёдом («сытою») для подкармливания наголодавшихся за зиму пчёл во время малого ещё цветения цветов.
Привившийся к часовенке рой с чужого пчельника считается освященным свыше и оберегается с особым тщанием ото всякой случайности. К улью с таким роем, отмеченному красным крестом, подносят в роевне – при пересадке – каждый новый рой, как бы на поклонение.
При этом неизменно-неукоснительно поминаются святые имена покровителей трудолюбивого крылатого народа, насадивших пчелиное хозяйство на студеной северной окраине Руси великой.
*
"У кого медок и маслице — у того праздничек",
"Без бога — ни до порога, а без Зосимы-Савватия — ни до улья",
"Рой родится — Зосима-Савватий веселится",
"Пчела знает, где мед брать".
Без пчелы (т. е. воска) поп и обедни не служит.
Мала-мала пчелка, а побольше великого знает.
Милостивый Спас всяку душу спасает, а Зосима—Савватий пчелу бережет.
Не корм пчелу кормит, а хозяйский глаз.
Не на себя пчела работает, а на Бога.
Одной пчеле Бог сроду науку открыл.
Пчела — Божья угодница.
Пчела — Божья угодница, а и та Зосиме-Савватию свой молебен поет.
Чтобы пчел водить, надо сердцем их любить.
Для хорошего пчеловода нет плохого года.
У праведного – рой за роем роится, у грешного последняя пчела переводится.
К доброй душе и чужая пчела роем прививается.
Подходи к пчеле с кроткими словами, береги пчелу добрыми делами.
Пчела на злого хозяина Богу жалуется.
А еще о пчелах говорят:
«Доброго человека и пчела не жалит».
Но по поводу жала пчел и их злости существует одна очень интересная легенда у русского народа.
В ней рассказывается о том, что, когда человек в первый раз потревожил пчел, придя к ним за медом, пчелы очень рассердились и полетели жаловаться на людей Богу.
«Господи! — сказали они. — Человек человек обижает нас — отнимает у нас мед, а мы даже не можем защититься.
Ты, Гоподи, при творении дал нам жало, а мы даже не знаем, как им пользо­ваться! Позволь нам жалить людей!»
Господь пожалел пчел и позволил им жалить людей — но только ради защиты себя и меда.
На следующее лето человек вновь пришел к пчелам и забрал у них мед и соты, но тут уж пчелы могли постаять за себя.
Но все равно остались они недовольны и вновь стали жаловаться Господу.
«Хоть мы и жалили человека, — говорили они Богу, — все равно не смогли помещать ему забрать наш мед.
Но мы видели, как от наших укусов распухло его тело. Сделать же так, Господи, чтобы от нашего жала человек умирал!»
«Нет, — отвечал им Бог, — не дам я вам то, о чем вы просите, ибо очень вы злые.
И в наказание за вашу злость умирайте сами, когда жалите человека или животное».
С тех пор пчела, ужалив,погибает сама.

Количество просмотров материалов
1844369
 

Гороскоп

Гороскоп на сегодня

Ежедневные гороскопы для всех знаков на сайте *1001 гороскоп*.

http://www.zoofirma.ru/
http://www.zoofirma.ru/